AUCA the best 2

2025-10-27

Интервью

 

AUCA the best 2

AUCA the best 2

Как Джамиля Джепбарова меняет швейную отрасль Кыргызстана

Джамиля Джепбарова превращает традиционное швейное дело в Кыргызстане в современный инновационный бизнес. Сочетая ремесло и технологии, она создаёт новую волну в местной модной индустрии и вдохновляет молодых предпринимателей по всей стране.

 - Джамиля, расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве: как семья, где отец — модельер-конструктор, мама — технолог швейного производства, влияла на Ваш интерес к одежде и дизайну?

- Я выросла в семье, где творчество и ремесло были неотъемлемой  частью повседневной жизни. С самого раннего детства я видела, только то как отец занимал руководящие должности в текстильно-швейной сфере, а мама была технологом производства. Хотя тот  период, когда папа сам кроил и шил, пришёлся, вероятно, на  более ранние годы, но позднее, когда я была уже в старших классах школы, он меня учил немного моделированию, показывал некоторые приемы в работе при пошиве и дал общие понятия о конструкции и формах.
Помню, как мама однажды взяла меня на фабрику, где работала, и там мне подарили куклу, собранную из лоскутков и ниток — именно этот момент запомнился особенно ярко.
Я  любила сама шить на кукол и одевать их, а потом довольно рано перешла к моделированию одежды для себя. Наверное, именно тогда у меня сформировалось ощущение, что одежда — это то, через что можно выразить себя и помочь  чувствовать комфорт и уверенность.

- Вы сначала учились музыке — фортепиано и теория музыки. Когда и как пришло осознание, что Ваш путь — не в музыке, а в дизайне одежды?

- В жизни многое происходит неосознанно — пути Господни неисповедимы. После окончания консерватории, в период распада Союза, казалось, что искусство и творчество никому больше не нужны. В то же время сложились обстоятельства, из-за которых я решила пойти работать в наше семейный бизнес. И почти сразу это стало для меня возможностью выразить те творческие импульсы, которые уже давно жили внутри.

Сначала мы занимались пошивом брюк для внутреннего рынка, но вскоре начали активно сотрудничать с творческими коллективами Туркменистана, создавая сценические костюмы. Именно тогда я почувствовала, что мода и швейное дело дают мне тот же простор для самовыражения, что когда-то давала музыка.

Музыка научила меня чувствовать гармонию, ритм, структуру — и всё это нашло отражение в моей работе с формой, фактурой, цветом. Музыка осталась во мне как внутреннее чувство стиля и баланса, но швейное дело позволило соединить её с практикой, движением и реальной жизнью.

Наверное, я всё-таки больше материалист, чем романтик. Мне важно не просто мечтать, а видеть, как мои  идеи превращаются в реальные проекты, приносят пользу людям и создают устойчивый результат.

- Как вы обучались швейному делу, технологиям производства одежды, моделирования? На ваш взгляд, в швейном деле обязательно академическое образование и как важна практика, развитие “в полях”?

- Конечно, академическое образование помогает систематизировать знания, но настоящие навыки приходят только через руки — когда ты сам проходишь все этапы: от подбора ткани и фурнитуры, разработки лекал и технологического процесса до создания готового изделия.

Швейное дело — это не просто теория. Это живая работа, требующая умения чувствовать материал, видеть цвет и форму, улавливать пропорции и находить гармонию между всеми элементами конструкции. И только выверенное технологическое исполнение позволяет этой гармонии воплотиться в жизнь. Практика и наставничество — вот что действительно формирует настоящего мастера.

- Какие были первые шаги в Вашей карьере в швейной индустрии после того, как Вы решили посвятить себя этому? Что было самым сложным в начале?

- Начинала я, в отличие от многих, не с малого — не с индивидуальных заказов или работы в маленьком цехе, а сразу с руководства производством. При этом у меня не было ни опыта, ни чёткого понимания, как это всё устроено. Было непросто сочетать творческие идеи с реальными производственными задачами и бытовыми сложностями.

Но именно этот этап дал мне понимание, насколько важно выстраивать систему — от организации труда и технологии до взаимодействия с клиентами и командой. Самым трудным было не потерять вдохновение и веру, когда сталкиваешься с рутиной и проблемами, но именно тогда формируется внутренний стержень и профессиональная зрелость.

- Кто Вас вдохновлял или служил ролевой моделью в дизайне, моде, промышленном производстве (в Кыргызстане или за рубежом)?

- Меня вдохновлял мой отец — человек, который был настоящим мастером своего дела. Он прошёл путь от простого ученика до руководителя швейной фабрики, при этом обладал не только мастерством конструктора и технолога, но и талантом управленца-экономиста. У отца была чёткая цель и понимание — куда он идёт сам и куда ведёт свой коллектив. Он умел соединять ремесло, эстетику и социальную миссию, и, наверное, именно это стало для меня главным примером того, как можно строить дело с душой и смыслом.

- Расскажите, пожалуйста, чем сейчас занимается Ваше производство: какие виды одежды, ткани, технологии, направления?

- Сейчас наше производство в Туркменистане ориентировано на выпуск функциональной одежды — это спецодежда, корпоративная форма и базовые изделия, где на первом месте качество, удобство и износостойкость. Мы используем современные синтетические и смесовые ткани, внедряем решения с влагозащитой, повышенной вентиляцией и термокомфортом.

Кроме этого, мы развиваем собственные бренды. Один из них — Чапыксувар, линия спортивной одежды для наездников и всадников, а также коллекция конной амуниции.
В Кыргызстане наша компания производит мужскую одежду под брендом ТМ Лимитед — это современная повседневная одежда, которую мы реализуем через маркетплейсы и социальные сети.

- Что Вы имеете в виду под «цифровыми решениями» в швейной индустрии? Примеры Ваших внедрённых цифровых технологий.

- Под цифровыми решениями я понимаю использование технологий, которые упрощают и ускоряют весь производственный цикл — от идеи до готового изделия. Сегодня мы внедряем цифровое моделирование и раскрой, используем программные продукты для 3D-конструирования и автоматического расчёта лекал, а также готовим к запуску систему производственного учёта, которая позволит отслеживать все процессы в реальном времени. Это даёт прозрачность, точность и экономию ресурсов, снижает человеческий фактор и делает производство предсказуемым и управляемым.

Но если говорить о начале пути, то всё началось гораздо раньше — с оцифровки национальной вышивки. В 2007–2008 годах мы занялись этим направлением, хотя тогда я, признаться, и слова «цифровизация» не знала. Просто была идея-фикс — ускорить процесс вышивки, улучшить качество, сделать его более стабильным, но при этом сохранить традиции и душу ручной работы.

Именно тогда родилась и идея изучения, а затем и сохранения туркменской традиционной вышивки как важнейшего элемента культурного наследия. В этом плане мы не продвинулись так далеко, как хотелось бы, но, слава Богу, сейчас появились люди и организации, которые продолжают эту тему. Мы же внесли свою лепту — в технологическую модернизацию, осовременивание подходов и повышение интереса к ремеслу.

Честно говоря, я, возможно, и не осознала бы значимость того, что мы сделали, если бы не приглашение от ПРООН рассказать о нашем опыте на одном из мероприятий. Тогда я ещё не понимала, в чём именно наш успех — ведь, как мне казалось, мы не достигли главной цели. Но, когда стала анализировать пройденный путь, объём проделанной работы и её влияние на развитие вышивки в Туркменистане, пришло осознание: да, это действительно важно.

Позже, когда мы купили первый программный вышивальный автомат — а это стоило мне моей квартиры — и начали внедрять программное обеспечение для дизайна и машинной вышивки, нас заметили специалисты проектов USAID «Винрок» и «Прагма». Именно они рекомендовали меня для участия в программе Open World в США. Тогда я ещё не совсем понимала, зачем мне это нужно, но поездка стала для меня переломной. Я вернулась вдохновлённой, с чётким пониманием, что технологии могут не просто развивать производство, а помогать людям — ремесленникам, женщинам, мастерам — повышать свой доход, уровень жизни и уверенность в будущем.

Эти события стали отправной точкой для следующего этапа — когда традиционное ремесло в Туркменистане начало постепенно переходить от кустарности к профессиональному, технологичному уровню. И для меня важно знать, что где-то у истоков этих перемен стояла и наша команда.

- Как цифровизация может изменить качество, скорость, затраты производства одежды и её реализации?

- Цифровизация — это не просто модная тенденция, а реальное требование времени. Это способ управлять производственными процессами на совершенно новом уровне. Она уменьшает количество ошибок, ускоряет принятие решений, снижает отходы и позволяет точнее планировать закупки и использование ресурсов.

Например, внедрение цифрового раскроя и автоматического распределения задач между цехами позволяет экономить до 20–30% времени и материалов. Это не только повышение эффективности, но и совершенно другой уровень точности и управляемости производственного цикла.

Когда я изучала оборудование для автораскроя и программные решения для конструкторских бюро, наткнулась на показательную статистику компании Gerber. По их данным, на предприятии по пошиву мужских костюмов при средней стоимости ткани около 8 долларов за метр, годовая экономия за счёт автоматизированного раскроя может достигать 60 000 долларов. Это наглядно показывает, какой потенциал скрыт в современных цифровых технологиях даже для традиционных производств.

- С какими трудностями сталкивается швейная отрасль Кыргызстана сейчас — в части технологий, материалов, оборудования — и как цифровизация может помочь преодолеть эти трудности?

Неустойчивость и нестабильность цепочек поставок, зависимость от импортного сырья, сезонные колебания и нестабильный спрос, проблемы с качеством сырья, оборудованием и технологическим уровнем,зависимость от импорта ткани и фурнитуры, что делает себестоимость и сроки чувствительными к внешним шокам,задержки на границах, колебания курса валют, геополитические риски — всё это напрямую влияет на себестоимость и сроки, отсутствие местных производителей тканей удлиняет логистическую цепочку и делает её уязвимой.

Низкий уровень технологического оснащения-многие предприятия работают на устаревшем оборудовании, которое снижает производительность и качество.Практически нет автоматизации или интеграции технологических процессов (например, между кроем, пошивом, упаковкой).

Предприятия часто управляются вручную, без единой системы учёта материалов, заказов, сроков.Отсутствует аналитика, затруднена отчетность, нет точной картины по затратам и эффективности.

Через цифровизацию можно достичь повышения прозрачности и управляемости цепочек поставок.

Внедрение ERP-систем (планирования ресурсов предприятия) помогает отслеживать поставки, остатки, заказы и их статус в режиме реального времени. Оптимизация логистики-системы управления логистикой (TMS). Цифровое планирование производства-инструменты MRP (Material Requirements Planning) позволяют точно рассчитывать, когда и в каком объеме заказывать материалы.Автоматизация расчета себестоимости, контроль за закупками, складом и производственными графиками. Поддержка решений на основе данных -аналитика спроса, сезонности, загруженности производства помогает снизить простои и перерасход ресурсов.

Повышение производительности-внедрение CAD/CAM систем (для проектирования и раскроя) ускоряет подготовку к производству, снижает потери материала-использование цифровых решений в крое, маркировке, упаковке позволяет сократить ручной труд и повысить качество.

Возможность обучения не выходя с производства или в рамках индустриальных хабов.

Цифровизация — не панацея, но мощный инструмент для повышения устойчивости, эффективности и конкурентоспособности швейной отрасли как Кыргызстана, так и других стран региона. Особенно важна она в условиях нестабильного внешнего окружения и ограниченных внутренних ресурсов.

Но чтобы цифровизация действительно дала эффект, необходима комплексная стратегия: инвестиции, кадры, доступ к технологиям, государственная поддержка и инфраструктура (индустриальные парки, логистика, цифровые платформы).

- Каким образом Вы планируете развивать своё производство с цифровыми технологиями? Есть ли проекты, планы по автоматизации, программному обеспечению, обучению персонала?

·        Усиление цифровизации, автоматизации и учёта производственных потоков.

·        Развитие локального производства сырья и тканей, чтобы уменьшить зависимость от зарубежных поставок.

·        Стандартизация и контроль качества, сертификация для выхода на международные рынки.

·        Повышение компетенций кадров через обучение, наставничество, обмен опытами.

·        Воспользоваться преимуществами ЕАЭС и экспортных соглашений, улучшить логистику и маркетинг.

Да, мы выстраиваем стратегию постепенной цифровой трансформации. Это внедрение ERP-системы для управления заказами, запасами и персоналом, чтобы все процессы — от закупки ткани до отгрузки — были прозрачными. Также мы планируем создать учебно-производственную лабораторию, где мастера смогут осваивать новые технологии, а предприятия — тестировать цифровые решения для локального рынка. Моя цель — сделать так, чтобы швейные предприятия стали конкурентоспособными не за счёт дешёвой рабочей силы, а благодаря технологиям, качеству и интеллектуальному подходу к производству.

- Где Вы находите вдохновение для своих коллекций и фасонов — национальные мотивы, орнаменты, современная мода, искусство, традиции?

- Я не художник в классическом понимании, но могу назвать себя дизайнером в широком смысле — человеком, который создаёт образы и формы, исходя из потребности и идеи. В разные периоды я занималась разработкой дизайнов одежды — от сценических костюмов и индивидуальных заказов до небольших коллекций повседневной одежды.

Наверное, я была одной из первых, кто начал использовать традиционную туркменскую вышивку в современных, нетрадиционных формах — в этом смысле я, можно сказать, была немного революционером. Для меня орнамент — это не просто декоративный элемент, а целая история, зашифрованная в форме, цвете и символах. Поэтому я всегда подхожу к национальным мотивам с уважением и осторожностью, стараясь сохранить их смысл и глубину.

В то же время я внимательно слежу за мировыми тенденциями, новыми материалами и технологиями — важно, чтобы всё, что мы создаём, было не только красивым, но и актуальным.
Мне близка мысль, что через одежду можно говорить о ценностях, внутренней красоте человека и о корнях, которые нас объединяют.

- Как происходит процесс создания нового фасона — от идеи до готового изделия? Какие этапы Вы проходите, с кем работаете (эскиз, моделирование, выбор тканей, пошив, декор)?

Процесс создания изделия у нас выглядит так:
 Идея чаще всего исходит от заказчика, но мы всегда можем привнести свои решения — от конструкции и подбора тканей и фурнитуры до упаковки готового изделия.

Сначала конструктор разрабатывает базовые лекала, затем они проходят этап проверки и отработки. Сейчас этот процесс значительно ускоряется благодаря внедрению 3D-моделирования в программе CLO 3D, где можно визуализировать посадку изделия ещё до пошива.

После утверждения всех параметров и подготовки технической документации начинается запуск изделия в цехе, где технологический процесс уже выстроен таким образом, чтобы обеспечить стабильное качество и точность исполнения.

- Какие ткани и материалы Вы предпочитаете и почему — локальные, импортные, экологичные?

- Я люблю естественные ткани с живой фактурой — хлопок, лён, шерсть, вискозу. Но в реальности мы чаще ориентируемся на те материалы, которые востребованы рынком и клиентом. Клиент ищет удобство, рынок — доступную цену. В этой системе координат мы стараемся найти баланс: подбираем ткани, максимально приемлемые по качеству, стоимости, уровню комфорта, а также удобные в пошиве и переработке.

Если говорить о локальных тканях, я вижу в них огромный потенциал. Однако, к сожалению, пока не хватает стабильности в качестве. Поэтому мы часто работаем со смесовыми материалами из Турции, Китая и Южной Кореи — там уже внедрены технологии влагозащиты и дышащих покрытий.

Моя мечта — чтобы в будущем Кыргызстан и вся Центральная Азия могли производить собственные инновационные ткани, сочетающие устойчивость, комфорт и эстетику.

- Как Вы оцениваете состояние швейной индустрии Кыргызстана сегодня — сильные стороны и слабые стороны?
- Швейная индустрия Кыргызстана сегодня — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Её рост во многом обусловлен тем, что изначально в стране не существовало централизованной отраслевой системы. Парадоксально, но именно отсутствие жёсткой вертикали управления дало мощный импульс развитию частного сектора: предприниматели получили свободу действий, гибкость в принятии решений, возможность оперативно реагировать на потребности рынка и внедрять собственные идеи.

Однако у такой свободы есть и обратная сторона. Из-за сравнительно низкого порога входа в бизнес в отрасль часто приходят люди без должной профессиональной подготовки, стратегического мышления и понимания всех нюансов производства. Нередко целью становится лишь сиюминутная прибыль, без осознания долгосрочных последствий и ответственности за качество продукции и деловую репутацию. В итоге страдает не только имидж отдельных производителей, но и доверие к отрасли в целом. Это особенно болезненно отражается на тех, кто ведёт бизнес добросовестно и стремится к устойчивому развитию.

Среди слабых сторон отрасли также можно выделить:

                •              недостаток современных технологий и оборудования;

                •              низкий уровень цифровизации и системного управления;

                •              устаревшие схемы ведения бизнеса без аналитики и стратегического планирования;

                •              проблемы с логистикой, доступом к качественным материалам, инфраструктурой.

Тем не менее, потенциал у отрасли значительный. При грамотной государственной поддержке, развитии профессионального образования, внедрении инноваций и стандартизации процессов швейная индустрия может стать не только опорой внутреннего рынка, но и конкурентоспособным экспортным сектором.

·  Широкий охват экономики и занятости: множество компаний и ИП работают в отрасли, значительное число людей занято.

·  Экспортный потенциал: отрасль уже генерирует сотни миллионов долларов в экспорте и активно участвует в рынках ЕАЭС.

·  Развитие локального производства: сокращение импорта и рост производства одежды в целом свидетельствуют, что производственные мощности растут.

·  Поддержка через государственные инициативы и программы, форум “TEXPO FORUM”, сотрудничество с внешними партнёрами.

·  Низкая доля в ВВП: отрасль составляет ~ 1 % ВВП, что не очень много, учитывая её потенциал и значимость.

 

- Что, на Ваш взгляд, необходимо для того, чтобы отрасль стала более конкурентоспособной на международном рынке?

- Для достижения реальной конкурентоспособности швейной и текстильной индустрии Кыргызстану необходим комплексный стратегический подход. Это должно включать как модернизацию существующих производств, так и развитие новых. Приоритетными задачами становятся:

·                        • внедрение цифровых решений и автоматизации процессов,

·                        • повышение стандартов качества продукции,

·                        • развитие дизайн-мышления и креативных компетенций,

·                        • строительство современных текстильно-швейных комплексов с полным производственным циклом.

Одним из сдерживающих факторов остаётся высокая зависимость от импорта тканей, фурнитуры и других сырьевых компонентов. В стране практически отсутствуют собственные производства тканей и трикотажа, а логистическая инфраструктура остаётся слабой. Это приводит к снижению объёмов производства: по официальной статистике, в текущем году в текстильной части отрасли (в особенности по тканям) зафиксировано падение на 10–20% по ряду показателей. Такая динамика демонстрирует уязвимость и нестабильность существующих цепочек поставок.

Если бы в стране были собственные производства сырья и тканей, производственные цепочки стали бы короче, а сама индустрия — устойчивее и менее зависимой от внешних факторов.

Немаловажную роль играют и системные условия для выхода на международный рынок. Это:

·   • сертификация продукции,

·   • соответствие международным стандартам устойчивости и безопасности,

·   • прозрачность производственных процессов и цепочек поставок (traceability).

Отдельно стоит выделить необходимость кадрового развития. Образование и постоянное обучение специалистов современным технологиям, эффективному управлению, маркетингу и продажам — это неотъемлемый элемент роста и трансформации всей отрасли. Без высококвалифицированных кадров ни цифровизация, ни качество, ни конкурентоспособность невозможны.

- Какова роль государства, институтов поддержки, программ предпринимательства и международных грантов в развитии лёгкой промышленности у нас?

- Развитие швейной и текстильной отрасли невозможно без активного участия государства и профильных институтов поддержки. Именно государство способно создавать благоприятную среду для бизнеса, предлагая:

                •    налоговые льготы и преференции для производителей;

                • субсидии на приобретение современного оборудования;

                •  программы профессионального образования и повышения квалификации;

                •  поддержку экспорта и выхода на международные рынки.

Значимую роль играют и международные организации, доноры, грантовые программы. Они содействуют внедрению инноваций, развитию социального предпринимательства, продвижению устойчивых практик и повышению стандартов производства.

Однако все эти меры работают эффективно только в одном случае — если есть синергия. Когда бизнес, государственные структуры и международные партнёры действуют не разрозненно, а в тесном взаимодействии и партнёрстве, достигается мультипликативный эффект. Усилия усиливаются, а результат становится устойчивым.

На мой взгляд, государственно-частное партнёрство (ГЧП) — одна из самых действенных форм развития любой отрасли. Практика многих стран показывает, что этот механизм работает как взаимовыгодное сотрудничество: государство получает инвестиции и рост экономики, а бизнес — поддержку, инфраструктуру и предсказуемую среду.

Здесь нет проигравших. Обе стороны выигрывают, если ориентированы на долгосрочный результат и развитие, а не на краткосрочную выгоду.

- Какие изменения в законодательстве, инфраструктуре, образовании, снабжении материалами могли бы особенно помочь развитию отрасли?


 - Для устойчивого роста швейной индустрии необходимо переходить от точечных решений к системному подходу. Ключевые направления, требующие внимания со стороны государства, бизнеса и образовательных учреждений:

 Развитие индустриальных парков и хабов

Необходима инфраструктура — индустриальные парки и производственные хабы с готовыми площадями, коммуникациями, логистикой и складскими зонами. Это особенно важно для регионов, где потенциал велик, но нет стартовой базы.

Современное профессиональное образование

Швейное дело должно восприниматься не только как ремесло, но и как высокотехнологичная профессия. Поэтому необходимы

                •  образовательные программы нового поколения,

                • подготовка профильных специалистов: конструкторов, закройщиков, технологов,

                •  обучение специалистов сопутствующих сфер (бухгалтеров, логистов, маркетологов и т.д.) с учётом специфики швейно-текстильного сектора.

Развитие локального сырьевого производства

Для снижения зависимости от импорта необходимо создавать собственные производства тканей, трикотажа, фурнитуры. Это требует не только инвестиций, но и подготовки специалистов именно в текстильной отрасли: технологов по ткацкому и прядильному производству, инженеров, химиков.

Стимулирование инвестиций и технологического обновления

Важно поощрять:

                •   инвестирование в современное оборудование и автоматизированные линии,

                •  внедрение энергоэффективных и экологичных решений,

                •  переход на цифровые технологии управления производством и логистикой.

Такой подход позволит не просто поддержать текущие мощности, но и создать современную, конкурентоспособную, экспортно-ориентированную отрасль, способную устойчиво развиваться в долгосрочной перспективе.

- Где Вы видите своё производство и швейную промышленность Кыргызстана через 5–10 лет — как развивается, какие объёмы, продукты, какие рынки?
- Через 5–10 лет я вижу отрасль более структурированной, устойчивой и экспортно-ориентированной. Производства станут частью экосистем — объединяющих дизайн, технологии, обучение и цифровые платформы.
Наше производство я вижу в формате технологичного хаба,  где объединяются социальные, образовательные и коммерческие направления. Мы создаём не просто одежду — мы создаём ценность, рабочие места и новый имидж Кыргызстана и всего Среднеазиатского региона, где мода и традиции соединяются с инновациями.

- Считаете ли Вы себя успешной? И что лично для Вас означает слово «успех»?
 - Да, я считаю себя успешной, потому что занимаюсь делом, которое имеет смысл и приносит пользу людям. Для меня успех — это не только материальные достижения, а состояние внутреннего равновесия, когда ты видишь результаты своего труда, вдохновляешь других и можешь создавать возможности для роста не только себе, но и окружающим.

- В чём, на Ваш взгляд, главный секрет Вашего успеха в швейной индустрии?
 - “Мой секрет — в сочетании творчества и системности. Я люблю создавать одежду, в которой всё гармонично: линии, формы, пропорции, текстуры. Но для меня важно, чтобы такая же гармония была и в управлении предприятием. От выбора ткани до бизнес-модели — всё должно быть сбалансировано, продумано и выстроено как единая система. Творчество вдохновляет, а структура позволяет этой энергии воплотиться в качественный, конкурентоспособный продукт.”

- Какую профессиональную мечту Вы хотели бы реализовать в ближайшие годы?

- “Моя цель — создать региональный текстильно-швейный хаб — центр ремесленного и производственного развития, который станет точкой притяжения для дизайнеров, мастеров, технологов и других профессионалов отрасли. Я вижу это как пространство, где традиция встречается с инновацией, где рождаются новые идеи, материалы и продукты. Это должно быть место, формирующее тренды и экспортные возможности, востребованные не только в Центральной Азии, но и далеко за её пределами.”

- Чем Вы больше всего гордитесь в своей карьере — проектом, коллекцией, внедренным решением?

- Я горжусь тем, что смогла соединить производство и социальную миссию — дав возможность людям из разных жизненных ситуаций найти себя в профессии, почувствовать уверенность и уважение к своему труду. Каждый проект, который приносит реальные изменения в жизни людей, для меня — достижение.

- Можно ли сегодня сохранять индивидуальность, если человек одевается не в дорогих бутиках, а, например, на рынках? Как Вы к этому относитесь?
 - Абсолютно можно. Индивидуальность — это не вопрос цены, а вопрос вкуса и самовыражения. Даже из простых вещей можно создать стиль, если понимать, кто ты и что тебе идёт. Я считаю, что одежда — это язык, с помощью которого человек рассказывает о себе миру. Главное — чтобы этот язык был искренним.

- Что бы Вы посоветовали начинающим дизайнерам и тем, кто только делает первые шаги в швейном бизнесе?
- Не бояться начинать с малого. Главное — не гнаться за модой, а искать собственный почерк и понимать, какую ценность ты несёшь. Осваивайте технологии, аналитику, управление — ведь мода сегодня это не только искусство, но и бизнес. И самое важное — любите то, что делаете, потому что именно это энергия, которая ведёт к успеху.

Интервью

 

Жаңылыктар

Как Джамиля Джепбарова меняет швейную отрасль Кыргызстана

Рустам Балтабаев и его миссия помогать фермерам

Жазгы семестрдин кабыл алуу сынактары

Ученые Колледжа Бард Джонатан Бекер и Зарлашт Сармаст опубликовали статью о гражданской активности и вынужденных переселенцах

Demir Bank БААУнун жогорку класстарынын окуучуларына 25000 АКШ доллары өлчөмүндө стипендия берет

Demir Bank предоставляет стипендию в размере 25000 долларов США для студентов старших курсов АУЦА

Кыргызстан күрөштүн борборуна айланат - UWW Asia президенти

Азия на ковре: как континент меняет мировую борьбу

Кыргызстанда салттуу музыка боюнча эл аралык сынак болот

Реформалар жемишин бере баштады - Орунбеков

БААУ Azizi Group компаниясы менен өз-ара түшүнүшүү тууралуу меморандумга кол койду

Бишкекте профессор Эдилбек Молдоевди эскерүү тегерек столу болду

В Бишкеке прошел круглый стол памяти профессора Эдильбека Молдоева

Манты из Кыргызстана покоряют Америку

“Беш Манты” Америка рыногун багындырууда

AUCA the best 2

AUCA the best 2

AUCA the best 2

AUCA the best 2

AUCA the best 2

AUCA the best 2