AUCA the best 2

2025-06-30

Интервью

 

AUCA the best 2

AUCA the best 2

Маданият

“Харгяс Уур” (кыргызское гнездо) на территории Монголии

«Херексуры (монг. хиргисууры), принятое в археологической науке название для курганов с округлой каменной насыпью и кольцевой или квадратной оградой, соединенной с насыпью каменными «луча­ми», или «дорожками». Херексуры получили свое название от монгольского словосочетания «хяргяс ур» — «кыргызское гнездо», или «кыргызская могила».

Кыргызы были последним тюрко­язычным народом, который господствовал в степях Центральной Азии в эпоху «кыргызского великодержавия» в IX—X вв. (см. Государство енисейских кыргызов), до того как на эти земли мигрировали монгольские кочевые племена.

Поэтому монголы все древние курганы назвали «кыргызскими» по имени предшествовавшего народа. В научный обиход термин «Херексуры» ввели российские ученые и путешественники, совершавшие экспедиции в Монголию в конце XIX — начале XX в. Среди Херексуров встречаются очень большие сооружения с насыпью в 60—80 м диаметром и 15 м высотой и диаметром коль­цевого ограждения в 250 м.

Нередко вокруг ограды Херексуров в несколько рядов располагались кольцевые выкладки- жертвенники. На площади могильников по соседству с Херексурами устанавливались в 1 или несколько рядов каменной стелы с рисунками животных и изображением пояса с оружи­ем, которые были названы исследователями «оленными камнями».

Под насыпью в центре Херексуры, на уровне древней дневной поверхности, как правило, расположена камера, или гробница из крупных камней, внутри которой находят скелеты погребенных людей, положенных в вытянутом положении, на левом боку, головой на Запад. Никаких вещей в могилы не клали.

Во многих Херексурах не сохранилось следов погребений. Однако в насыпи и на площади Херексуры во все последующие времена после их сооружения совершались впускные захоронения. Поэтому в прошлом археологи определяли хронологию Херексуров по этим более поздним находкам.

В течение многих десятилетий в Монголии и Забайкалье Херексуры датировались эпохой Средневековья и относились к древнетюркской, или уйгурской культуре. Однако в результате раскопок в Туве, а затем и в Забайкалье археологам удалось определить, что кольцевые ограждения Херексуров перекрыты плиточными могилами и насыпями курганов позднего бронзового и раннего скифского времени.

Это позволило определить время сооружения Херексуров поздним бронзовым и началом раннего железного века. В Херексурах были захоронены древние номады европеоидного расового облика. В течение позднего бронзового века древние европе­оидные кочевые племена заняли степи и горные долины Саяно-Алтая, Тянь-Шаня, Монголии и Забайкалья.

Они передвигались по степям на колесных повозках и владели большими стадами домашнего скота. Воины этих древних кочевых племен воевали на боевых колесницах и атаковали своих противников бронзовым оружием, луками и стрелами, копьями, клевцами и кинжалами. Военное преимущество воинов-колесничих над пешими воинами из центрально-азиатских монголоидных племен было столь зна­чительным, что они завоевали всю Центральную Азию.

Это способствовало выделению в обществе древних европеоидных номадов военной аристократии, что нашло отражение в социальной структуре и идеологии. В конструкции Херексуров отразился культ солнца и боевых колесниц.

Сооружение очень трудоемких, грандиозных Херексуров и рядов поминальных стел с нанесенными изображениями оружия и животных, возведенных на хорошо обозреваемых, открытых степных пространствах, должно было прославлять подвиги, совершенные древними героями-воинами.

Со временем противники древних европеоидных номадов, монголоидные кочевые племена культуры плиточных мо­гил, населявшие восточные районы Центральной Азии, научились успешно противостоять своим грозным соперникам на поле боя.

Они стали использовать для защиты металлические литые шлемы и защитные пояса и атаковать противника бронзовыми мечами. Однако решающие изменения в военном деле, которые привели к снижению роли боевых колес­ниц, произошли с освоением кочевниками верховой езды на рубеже раннего железного века.

Появление нового рода войск — конницы, значительно более мобильной и маневренной, чем боевые колесницы, привело к утрате их былой ударной мощи. Вслед за изменениями в военном деле древняя военная аристократическая каста воинов-колесничих утратила свое ведущее положение в кочевом обществе.

Поте­ряла свое престижное значение колесничная символика. Степные районы Забайкалья, Восточной и Центральной Монголии были завоеваны монголоидными кочевыми племенами культуры плиточных могил. В западных районах Центральной Азии прежде единый этнический массив древних европеоидных номадов распался на отдельные кочевые племена культур раннего скифского времени.

В конструкции погребальных сооружений раннескифских культур Саяно-Алтая и Тянь-Шаня со­хранились элементы, которые восходят к конструктивным особенностям Херексуров. Потомки древних европеоидных номадов, возводивших Херексуры и устанавливавших оленные камни, в скифское и хунно-сяньбийское время в китайских исторических сочинениях были известны под названием «ди» и «динлинов» - Ю.С. Худяков

«Культура насельников Минусинского края явилась плодом длительного развития хозяйства с середины третьего тысячелетия до н.э. и принадлежала белокурому, длинноголовому типу населения, известного китайцам под именем динлин.

Это динлинское общество, являющееся союзом племен, будучи до 1 тысячелетия до н.э. связанным с западной частью Азии, с 1 тысячелетия до н.э. вступает во все сильнее развивающиеся взаимоотношения с племенами Центральной Азии.

Будучи временно, в V-III вв, до н.э. культурно объединенным с могучим скифским союзом, оно, не порывая в это время связей с Центральной Азией, к первым векам до н.э., попадает под ее непосредственное воздействие. Ко времени, предшествующему связям динлин с Центральной Азией, динлины прошли длительную историю этногенеза, в которой участвовали разнообразные и иногда далеко друг от друга территориально расположенные племенные компоненты.

Известная самостоятельность развития культуры Енисея, непрерывность ее развития в течение почти двух с половиной тысячелетий, позволяет нам видеть во всех выше разобранных этапах культуры динлинский этногенез.

На базе динлинского этногенеза произойдут те изменения, которые позволят выкристализоваться новому этническому явлению - киргизам. Но то новое этническое явление - киргизы, явилось прямым результатом предшествующего динлинского этногенеза.

Здесь были заложены основы характерных форм скотоводческого хозяйства, культуры и расового типа, которые долгое время отличали впоследствии киргизские племена от родственных им тюркских племен.

“Вот почему истоки сложения киргизских племен, а следовательно и история киргизского народа, должны начинаться по археологическим памятникам с афанасьевской культуры, с анализа динлинского этногенеза, на базе которого и возникает древнее киргизское общество”  

Александр Натанович Бернштам.

“Хиргисуур, этимологически связанный с Киргизией, представляет собой погребальный памятник, состоящий из центрального каменного кургана, каменного ограждения и внешних спутниковых курганов и кругов. Камера для захоронения обычно находилась под центральным каменным курганом”.

Ма Цзянь

“Тем не менее, некоторые из самых впечатляющих группировок оленьих камней, такие как те, что находятся в Ушкиин-Увере и Цацын-Эреге, также обнаружены вблизи хиргисууров. По этой причине среди многих археологов стало правилом считать, что оленьи камни принадлежат вместе с хиргисуурами к одной культуре, известной как «Комплекс Оленьи Камни-Хиргисуур”.

“Культурное явление, называемое “Комплекс Оленьи Камни-Хиргисуур”, так или иначе стало широко признанным, но главным образом благодаря материалам из центральных аймаков Монголии.

В Алтайском регионе, несмотря на одно крупное, сохранившееся совпадение оленьих камней и хиргисууров (Цагаан Асга), курганы ранней скифской Пазырыкской культуры являются единственным типом памятников, с которыми оленьи камни регулярно ассоциируются.

Этот факт предполагает, что стоит проверить обоснованность концепции DSK, основываясь на том, что можно найти в Монгольском Алтае, и особенно в аймаке Баян-Өлгий”.

Джейкобсон-Тефер

Интервью

 

AUCA the best 2

AUCA the best 2

AUCA the best 2

AUCA the best 2

AUCA the best 2

AUCA the best 2